Russian

Belarusian

English


Телеграмм-бот (виртуальная приёмная):

@Vetkacrb_bot

+375 (2330) 4-24-37 тел. горячей линии
ежедневно с 08.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00
кроме субботы, воскресенья и праздничных дней

+375 (2330) 4-24-52, 4-24-51 регистратура поликлиники

+375 (2330) 4-24-84 регистратура детская

+375 (2330) 4-24-54, 4-24-58, 4-24-59 женская консультация

+375 (2330) 4-24-50 скорая помощь

+375 (2330) 2-67-59 приёмный покой больницы

+375 (2330) 4-24-77 отдел кадров

+375 (2330) 4-24-86 заведующий поликлиникой

+375 (2330) 4-24-85 телефон доверия

8-801-100-1611 "Детская телефонная линия"
по оказанию психологической 
помощи детям,оказавшимся в кризисном состоянии

E-mail: VetkaTMO@mail.gomel.by

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ -

НЕПРОСТОЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ

ВЗРОСЛЕЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

В этом возрасте активно развиваются внутренние органы: усиливается деятельность щитовидной железы, повышается активность надпочечников, масса сердца увеличивается почти в два раза, совершенствуется легочная система и т.д.

Деятельность органов и систем организма в этот период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей к вредным факто­рам внешней среды. Не случайно организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя, табака, наркотиков. Их токсическое действие в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого.

Избежать пагубного влияния психоактивных веществ на растущий организм можно с помощью целенаправленного обучения в школах, поскольку именно эти учебные учреж­дения охватывают все подрастающее поколение. В этом номере мы продолжим Вас зна­комить с планом-конспектом лекции, подготовленным педагогом В.И.Лойко. На этот раз речь пойдет о вреде алкоголя.

На страницах «РЦЗ-ИНФОРМ» размещены результаты социологического исследова­ния, которые указывают на взаимосвязь курения и агрессии среди подростков 15—16 лет.

Подросткам также приходится преодолевать трудности в отношениях с родителями, учителями, сверстниками. Ценным практическим руководством для педагогов в работе с подростками будет тренинг развития социальных навыков у подростков, подготовлен­ный высококвалифицированными психологами центров здоровья.

Надеемся, что вся представленная Вашему вниманию информация будет интересна и полезна.

 

АЛКОГОЛЬ И ПОДРОСТОК

Истоки...

Невозможно точно сказать, когда люди впер­вые стали употреблять алкоголь. Совершенно очевидно, что это произошло давно. Из истории известно, что древние цивилизации также упот­ребляли вино и были знакомы с явлением пьян­ства.

Открытие алкоголя как химического вещества, обладающего определенными свойствами, по-ви­димому, принадлежит арабам, так как само сло­во «алкоголь» арабского происхождения. В переводе оно означает «нежный», «вкрадчивый», что довольно точно отражает особенности его вли­яния на человека.

Употребление алкогольных напитков в ходе исторического развития под влиянием ряда эко­номических, политических и иных факторов и условий существенно изменилось, распространи­лось и внедрилось в быт, досуг широких слоев нашего общества в угрожающих масштабах.

Об истории распространения пьянства в Рос­сии В.М.Бехтерев писал, что «пьянство... пус­тило глубокие корни в наш быт и породило це­лую систему диких питейных обычаев. Эти обы­чаи требуют питья и угощения при всяком слу­чае... и приводят к так называемому «бытовому» алкоголизму, который, распространяясь как за­раза, передается... из поколения в поколение».

Организм человека обладает огромными воз­можностями для сохранения здоровья, однако, они небеспредельны. Постоянное воздействие вред­ных факторов неизбежно сказывается на его со­стоянии. Одним из таких факторов является ал­коголь.

Алкоголь — это психоактивное вещество, ко­торое содержится в спиртных напитках (водка, вино, пиво и т.д.). По химическому составу он относится к наркотическим веществам и оказы­вает токсическое действие на организм.

Влияние алкоголя на организм подростка

Токсическое воздействие алкоголя на орга­низм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. Этот факт эмпирически ус­тановлен врачами еще в конце прошлого века. Медицинская литература конца XIX века изо­билует примерами тяжелейших отравлений и даже смертельных исходов у подростков от нич­тожных доз алкоголя. На молекулярном уров­не алкоголь вмешивается в синтез белков, угле­водов, жиров, нарушает ферментный метабо­лизм. На субклеточном уровне он воздействует на митохондрии, активность лизосом, на уров­не клетки нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов, на уровне органов приводит к патологии желудоч­но-кишечного тракта, печени и др. На уровне систем алкоголь вызывает расстройство фермен­тативной деятельности, вмешивается в процесс синтеза и распада медиаторов (веществ, осуще­ствляющих передачу нервных импульсов). На уровне микросистем употребление алкоголя мо­жет привести к патологии нервной системы. Та­ким образом, можно представить себе вред, ко­торый вызывает у подростка даже однократное употребление вина или пива.

  • Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Одновременно нарушается рабо­та сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга.
  • Второй мишенью алкоголя в организме яв­ляется печень. Именно в ней под действи­ем ферментов происходит расщепление ал­коголя. При скорости поступления алкого­ля в клетки печени, которая выше скорос­ти его распада, происходит накопление ал­коголя, ведущее к токсическому поражению клеток печени. В этом случае алкоголь вы­зывает дистрофические процессы с накоп­лением жира. При систематическом потреб­лении спиртных напитков жировые изменения в клетках печени осложняются их некрозом с последующей заменой клеток печени соединительной тканью. Развивается цирроз печени.
  • Алкоголь обладает выраженным токсичес­ким действием на эпителий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав желудочного сока, что ведет к нару­шению переваривающей способности же­лудка и различным диспепсическим явле­ниям. Нарушение усвояемости пищи небла­гоприятно сказывается на росте и развитии подростка.
  • Около 10 % принятого алкоголя удаляется из организма через легкие. При этом алко­голь и продукты его распада оказывают не­посредственное токсическое воздействие на кожный эпителий бронхов подростка и фор­мирующиеся стенки альвеол легкого, одно­временно нарушается как проницаемость, так и тонус его сосудов, что может привес­ти к заболеваниям органов дыхания.
  • Очень чутко реагирует на присутствие ал­коголя и сердце растущего человека. Не­благоприятно изменяются как ритм, так и частота сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. Под влиянием алкоголя волокна сердечной мышцы пере­рождаются, заменяются жировой тканью. Мышечная ткань становится дряблой, сер­дце перестает справляться с нагрузкой, рас­ширяются его полости.
  • Систематическое употребление алкоголя приводит и к поражению венозной систе мы. Внешне это проявляется в появлении малиновых или багровых отеков кожи носа и щек, что связано с расширением вен в этой области. Часто возникает расширение вен пищевода, желудка, прямой кишки. Изме­нения способствуют развитию заболеваний этих органов. Нередки осложнения — раз­рыв расширенных вен, сопровождающий­ся тяжелым кровотечением.
  • Наконец, токсическое воздействие алкого­ля сказывается и на самой крови. Актив­ность лейкоцитов, играющих важную роль в защите организма, снижается, замедляет­ся движение эритроцитов, несущих кисло­род к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих большое значение для свертывания крови.

Доказано, чем моложе организм, тем губи­тельнее действие на него алкоголя.

Причины, приводящие несовершеннолетних к употреблению алкоголя

В развитии алкоголизма решающую роль иг­рает социальный фактор.

Первой социальной средой для ребенка явля­ется его семья. Она играет решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружаю­щему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как пра­вило, живут именно в таких семьях. Существу­ющие в семье «питейные традиции» становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики стараются быть больше по­хожими на отца, а девочки — на мать.

Функциональная неполноценность семьи, в которой хотя бы один из родителей употребляет алкоголь, выражается в напряженной психоло­гической обстановке, конфликтных взаимоотно­шениях между членами семьи. Нездоровый пси­хологический климат отрицательно сказывается на детях, порождая в душе подростка отчужде­ние от семьи, родного дома. Атмосфера постоян­ного психологического дискомфорта выталкива­ет детей на улицу под влияние друзей, компа­ний. Налицо «социальное сиротство» — отсут­ствие внимания и заботы о ребенке, подростке при живых родителях.

Учеными доказано, что злоупотребление од­ним из родителей алкоголя до рождения ребенка отрицательно сказывается на психическом и фи­зическом развитии ребенка после рождения. У таких детей чаще отмечаются симптомы органи­ческого поражения центральной нервной систе­мы. Установлено, что злоупотребление алкоголем мужчинами в течение 4 — 5 лет влечет за собой умственную неполноценность потомства, степень которой пропорциональна длительности заболе­вания алкоголизмом родителей.

Основные направления противоалкогольной работы среди подрастающего поколения

Принцип недопустимости употребления алко­голя детьми и подростками является стратегичес­кой основой всей противоалкогольной работы среди подрастающего поколения.

Основную работу по формированию такой установки у подрастающего поколения необходи­мо сконцентрировать в средних учебных учреж­дениях на введении в общеобразовательную программу противоалкогольного воспитания как ча­сти нравственного воспитания учащихся. Для проведения такого рода работы школа является оптимальным учреждением.

Во-первых, потому что система общеобразо­вательных школ охватывает практически все подрастающее поколение.

Во-вторых, прививать взгляды, формировать социально приемлемые установки в отно­шении употребления алкоголя лучше в дет­ском и подростковом возрасте.

В-третьих, воспитание учащихся — мощный стимул и для противоалкогольного просве­щения их родителей, которое можно про­водить параллельно.

Противоалкогольное просвещение — это оздо­ровление семейно-бытовой среды детей и подро­стков (борьба с внутрисемейным приобщением детей и подростков к алкоголю, работа по повы­шению культуры семьи, усиление семейного кон­троля за детьми и т.д.), организация свободного времени детей и подростков.

В.И.Лойко, педагог

Мы на карте



8 (02330) 4-24-37
тел. горячей линии
ежедневно с 08.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00
кроме субботы, воскресенья и праздничных дней

8 (02330) 4-24-52,
4-24-51

регистратура поликлиники

8 (02330) 4-24-84
регистратура детская

8 (02330) 4-24-54, 4-24-58, 4-24-59
женская консультация

8 (02330) 4-24-50
скорая помощь

8 (02330) 2-25-59
приёмный покой больницы

8 (02330) 4-24-77
отдел кадров

8 (02330) 4-24-86
заведующий поликлиникой

8 (02330) 4-27-81
телефон доверия

8-801-100-1611
"Детская телефонная линия" по оказанию психологической 
помощи детям,оказавшимся в кризисном состоянии

E-mail: VetkaTMO@mail.gomel.by

 


Сайт president.gov.by Сайт minzdrav.gov.by Биометрика Сайт gomel-region.by/ru/upr-zdr-ru/ Сайт vetka.gomel-region.by/ru/ Спецпроект Белта Здоровые людиПортал рейтинговой оценки Сайт pravo.by/ Сайт bsmu.by <Сайт vetka.gov.byСайт vetkagolos.by ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» ГУ «Помогут бай » ЭТАЛОН-ONLINEВетковские медики в инстаграм